Малоежки

 Многие родители, которые приводят детей на приём к гастроэнтерологу, задают одни и те же вопросы: «Доктор, наш ребёнок совсем ничего не ест, как нам его накормить?», или «Наш ребёнок ест только сладкое, мы не можем заставить его есть овощи». Как быть в данной ситуации? На этот вопрос отвечает врач-диетолог Клиники восстановления здоровья ЦНМТ Андрей Сергеевич Якушин. 

.

Малоежки: как их накормить?

 Это довольно типичная ситуация, когда на приём приходят мама и папа с ребёнком дошкольного или младшего школьного возраста и интересуются: «Как нам накормить ребёнка, который ничего не ест?». Первое, что выясняется на приёме: чаще всего, ребенок всё же ест, но не то, что предлагают родители. Выбирая между брокколи и булочкой, маленький человек остановит свой взгляд на сладкой булочке. Дети в этом возрасте не способны сделать правильный выбор между полезными и неполезными продуктами, поэтому из предложенного Вами ребёнок отдаст предпочтение сладостям. В итоге дневной рацион ребёнка заполнен «вкусными» перекусами, а во время основных приёмов пищи малыш становится «малоежкой».  При несоблюдении правил питания у ребёнка наступает дефицит нутриентов и формируются алиментарно-зависимые заболевания. Фактически, проблема кроется в нарушении модели пищевого поведения.

Мы наблюдали ребёнка 2,5 лет, длительное время страдающего запорами и частыми простудно-инфекционными заболеваниями, который позволял родителям кормить его только молочной смесью в значительном объеме, хлебом, пельменями и лишь некоторыми видами фруктов. Остальные блюда юный пациент с негодованием отвергал.

 Пищевое поведение – это совокупность стереотипных действий, связанных с приёмом пищи (вкусовые предпочтения, режим питания, рацион и т.п.);

 Пищевое поведение начинает формироваться ещё до рождения. Учёные доказали, что во внутриутробном периоде ребёнок способен ощущать вкус некоторых видов пищи, которую ест будущая мама. После рождения младенец через материнское молоко продолжает знакомиться с окружающими вкусами. Период введения прикормов является одним из самых важных в формировании пищевого поведения ребёнка. К сожалению, прошлое не переиграть заново, поэтому поговорим о том, что же делать, если ребёнок – «малоежка».

 Во-первых, следует обратиться к доктору. Дети способны сами ограничивать себя в еде при наличии некоторых заболеваний, особенно желудочно-кишечного тракта. Например, аппетит при запорах будет снижаться рефлекторно, чтобы исключить избыточное растяжение стенок кишечника. Боли в животе, даже неинтенсивные и продолжительностью всего пару минут, все равно являются поводом обратиться за помощью к доктору. Даже периодическая избирательность в еде косвенно свидетельствует о проблемах с внутренними органами. Например, при нарушении оттока желчи ребёнок может оказываться от жирной или кислой пищи. На приёме врач определит наличие заболеваний, назначит лечение и расскажет родителям, что они должны делать дома.

Во-вторых, дома необходимо формировать пищевое поведение.

 

Домашняя работа

 

Умение питаться  здоровой пищей равносильно умению читать, писать или, например, пользоваться горшком. Если ребёнок не выговаривает какую-либо букву, то мы ведём его к логопеду за рекомендациями: как научить малыша правильной речи. Так же и с рационом питания: если малыш не ест, например, овощи или каши, нужно научить его делать это. Именно родители обязаны обучать детей правильному питанию. Не существует «волшебной» таблетки, которая в один миг поменяет рацион питания ребёнка. Зато существует тактика кормления, следуя которой, можно научить ребенка, например, есть овощи и другие полезные продукты. По данным исследований  наиболее эффективна тактика формирования здорового пищевого поведения, включающая в себя следующие принципы:

- Родители в питании ребёнка отвечают за: что есть, где есть и когда есть.

- Ребёнок же решает, будет он есть или нет, и в каком объеме. При этом насильственное кормление должно быть исключено.

 

Как выглядит это на практике? Например, на обед в 13:00 мама приготовила овощное рагу с котлетой. Ребёнок, увидев овощи, вправе отказаться от приёма пищи, но он должен понимать:

- следующий раз его будут кормить не раньше установленного расписанием времени;

- вместо овощного рагу и котлеты, он не сможет выпросить у мамы булочку, тортик, просто кусочек хлеба или что-нибудь другое. Помним: за рацион ребёнка отвечают родители.

Если родителям удаётся следовать данным правилам и выдерживать натиск своего чада, то постепенно у него начнет формироваться аппетит на предлагаемые блюда.

Некоторые случаи пищевого поведения ребёнка требуют особого внимания и подхода. Например, занятия по сенсорной интеграции дают усиление, баланс и развитие обработки сенсорных стимулов: вестибулярного аппарата, тактильных ощущений, зрения, слуха и вкуса.

Определить тактику и последовательность Ваших действий, а так же составить здоровый рацион питания ребёнка Вам с удовольствием поможет доктор.

Остались вопросы, звоните! +7 383 363-01-80, +7-913-761-22-61 Мы все объясним, расскажем =)

Кураторы программы

.Якушин Андрей СергеевичВрач-диетолог, гастроэнтеролог, терапевт, рефлексотерапевт, фитотерапевт
Длительность 0 дней
Каждый день по 1 час